9 - Списание материалов

Режим М-29 предназначен для формирования ведомостей списания материалов. Он позволяет корректировать нормы расхода ресурсов и их состав, вводить плановый и фактический расход ресурсов, заполнять графы Списать на себестоимость и Примечание, формировать выходные документы.

9.1 - Создание ведомости М-29

Ведомости списания материалов формируются на основе данных из проектной сметы или актов выполненных работ (процентовок).

Для каждого объекта может быть создано любое количество ведомостей М-29.

Для создания ведомости списания материалов в Менеджере существует несколько способов:

  • в контекстном меню объекта (или процентовки) выберите пункт Добавить --> М-29;

  • выделите нужный объект (процентовку) и на панели инструментов Менеджера нажмите на кнопку ;

  • выделите нужный объект и нажмите ;

  • в структурной части Менеджера выделите нужный объект (для создания ведомости на основе Проектной сметы) и в содержательной части нажмите на кнопку .

Если для данного объекта ведомость М-29 не создавалось, появится диалоговое окно "М-29 отсутствует. Создать?". Нажмите Да (см. рис.1).

Рис. 1. Диалоговое окно

После этого в появившемся окне заполните параметры создания М-29, состоящие из нескольких разделов.

Внимание! Для создания М-29 на основании акта выполненных работ, необходимо выделить необходимый акт и создать М-29 через контекстное меню или кнопку .

Основные. Здесь вводится наименование ведомости, задается вид норм, кодировка и источник ресурсов, а также сметная и текущая цена (см. рис. 2).

Рис. 2. Раздел "Основные"

Работа с ресурсами. В этом разделе задаются настройки занесения ресурсов (см. рис. 3).

Рис. 3. Раздел "Работа с ресурсами"

Способ формирования. Здесь выбираются виды ресурсов для списания. М-29 составляется для материалов, но при необходимости аналогичные документы могут быть составлены для трудовых ресурсов, а также машин и механизмов (см. рис. 4).

Рис. 4. Раздел "Способ формирования"

Разделы Поисковые маршруты (см. рис. 5) и Описание (см. рис. 6 и рис. 7) по умолчанию заполнены на основе данных из параметров соответствующего объекта.

Рис. 5. Раздел "Поисковые маршруты"

Рис. 6. Подраздел "Даты"

Рис. 7. Подраздел "Должностные лица"

9.2 - Формирование ведомости М-29

Рассмотрим окно режима М-29 (см. рис. 1). Оно разделено на четыре вкладки: Подготовка норм списания, Подготовка к списанию, Списание, М-29. Возле правого края окна располагается панель инструментов, относящаяся к текущей вкладке. Также действует общее правило: ячейки белого цвета доступны для редактирования, а серого – нет.

Рис. 1. Подготовка норм списания

Подготовка норм списания. Назначение этой вкладки – формирование и корректировка набора работ и норм расхода ресурсов по каждой расценке. Здесь следует:

  • произвести корректировку составов выполненных работ;

  • при необходимости, скорректировать проектные объемы выполнения;

  • отредактировать плановые нормы расхода ресурсов;

  • добавить или удалить ресурсы, произвести необходимую замену.

Таблица на этой вкладке состоит из строк трех типов: Проект/Смета (в зависимости от того, перенесена ли строка из проектной сметы или добавлена в режиме М-29), Ресурс и Комментарий. После каждой сметной (проектной) строки следует несколько ресурсных строк, которые отражают подчиненные ей ресурсы.

На данной вкладке существует возможность добавлять, удалять и редактировать строки так же, как при составлении проектной сметы.

Действия на вкладке Подготовка норм списания производятся, в основном, при помощи контекстного меню. Часть функций вынесена на панель инструментов возле правого края окна. Рассмотрим их подробнее:

, и – предназначены, соответственно, для создания сметной строки, ресурсной строки или строки-комментария;

– удаляет выделенные строки;

– нажав на эту кнопку, Вы можете просматривать список ресурсов текущей расценки, а также повторно заносить их в таблицу;

, , , и – позволяют удалить, соответственно, все трудовые, материальные ресурсы, машины и механизмы, а также материалы заказчика и оборудование из таблицы списания.

Подготовка к списанию. Эта вкладка используется для:

  • ввода данных о реальных объемах выполнения и фактических расходах ресурсов;

  • заполнения объемов списания на себестоимость;

  • заполнения справочной графы Примечания.

На этой вкладке набор и полный объем работ уже не подлежат редактированию (см.рис. 2).

Рис. 2. Подготовка к списанию

Объемы выполнения можно вводить вручную для каждой строки либо задавать для всей ведомости. В последнем случае, следует нажать на кнопку , которая находится возле правого края окна.

На основе введенных данных производится расчет величины перерасхода и экономии ресурсов.

В появившемся окне Формирование фактического расхода (см. рис. 3) следует выбрать один из трех вариантов задания фактического объема выполнения:

  • По проценту выполнения – позволяет задать и формирует плановый расход в процентах от общего объема работ для всех строк ведомости.

  • Приравнять расход фактический к плановому – приравнивает фактический расход к введенному плановому для всех строк.

  • Использовать выбранные процентовки – позволяет задать объемы в соответствии с выбранной из списка процентовкой (для этого процентовка должна быть утверждена так, как это описано в п. 6.2.2).

Рис. 3. Формирование фактического расхода

Графа Расход план заполняется на основании введенного объема выполнения и норм расхода ресурсов, заданных на вкладке Подготовка норм списания (см. рис. 1).

Графа Расход факт. заполняется вручную или приравнивается к плановому расходу. Разница между плановым и фактическим расходом ресурсов заносится в графу Перерасход/Экономия. Строки, для которых фактический расход ресурсов превышает плановый, подсвечиваются красным цветом.

Графы Списать на себестоимость и Примечание задаются вручную.

Списание. Списание создается в следующем порядке:

  1. В левой части вкладки Списание на Панели списания нажмите на кнопку Произвести списание.

  2. После этого в диалоговом окне (см. рис. 4) выберите отчетный период (год и месяц) и нажмите Создать списание.

Рис. 4. Создание списания

  1. На Панели списания введите имя нового списания.

  2. После создания списания на вкладку Списание выводятся данные по списанию ресурсов за выбранный период (см. рис. 5).

Рис. 5. Списание

Перечень периодов списания имеет контекстное меню, позволяющее удалять списания, переименовывать их, выводить на экран назначенный вид цен, экспортировать данные, и производить обмен данными с бухгалтерскими системами.

При выполнении команды Обмен с бухгалтерией 1.00, пользователю предлагается описать произведенное списание и экспортировать данные в специальный формат БОСБ 1.00, предназначенный для последующего открытия в бухгалтерских подсистемах, для автоматического заполнения данных о расходе ресурсов.

М-29. Эта вкладка заполняется автоматически. На основании всех произведенных списаний, формируется полная ведомость списания материалов, с указанием помесячных объемов выполнения работ, фактического расхода ресурсов и с подведением итогов за весь отчетный период (см. рис. 6).

Рис. 6. Ведомость списания материалов

Экспорт ведомости производится с любой вкладки. С вкладки М-29 может быть экспортирована только стандартная ведомость списания; с остальных вкладок могут быть сформированы другие документы.

Для экспорта ведомости в MS Excel или LibreOffice Calc необходимо перейти в режим Предпросмотр, переключившись на одноименную вкладку (см. рис. 7).

Рис. 7. Переключение в режим предпросмотра

После переключения в режим предпросмотра, программный комплекс позволяет выбрать из предопределенного набора одну или несколько отчетных форм (см. рис. 8 и 9).

Рис. 8. Выбор отчетных форм для списания

Рис. 9. Выбор ведомости М-29

Дальнейшие действия аналогичны описанным в п. 5.13.